Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

30.06.2014 09:26 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 27.06.2014 г.

ТРИУМФ ЛЮБВИ

Автор: Олга СМРНОВА
лавный редактор
1 июля отпразднует свой 90-летний юбилей удивительная женщина, уроженка села Дракино, мать-героиня, родившая 15 детей, Сахибжамал Якубовна Кантеева.

Конечно, соберутся вокруг нее в этот день дети, внуки, правнуки, осыплют нежными словами, цветами и подарками… А она, целуя и прижимая к груди дорогие, а порою уже и седые головы, будет вспоминать детские истории каждого из них. И вряд ли хватит на это женщине одного дня!  15 детей, 25 внуков, более 30 правнуков. Найдутся ли ей сегодня среди женской половины нашего района соперницы?
Спроси сегодня Сахибжамал Якубовну, чего в ее жизни было больше: горестей или радостей – вряд ли ответит сразу. Да и на каких весах взвесить все жизненные испытания, выпавшие на ее долю, все радости, что подарило ей материнство?..
Замуж Сахибжамал вышла совсем юной — 16-летней девушкой. Муж (Сибятулла) был значительно старше ее – на целых десять лет. Чистая, хрупкая, как горная лань, девушка, не смеющая поднять глаз на постороннего человека, не то, что слово молвить, не могла она не запасть в его сердце…
Но не успели молодые супруги Кантеевы до конца выстроить свои семейные отношения, как грянула Великая Отечественная. Черной птицей распростерла война свои крыла над страной. Немало дракинских мужчин были мобилизованы на фронт уже в первые месяцы военных действий. Но у самых близких и дорогих сердцу Сахибжамал была бронь: отец  — колхозный мельник; муж – ветврач. Но в 42-м мужа мобилизовали в Чувашию – на конезавод, на тот момент ветврачи там были на вес золота. Неожиданная, несуразная, а потому, наверное, еще более лютая смерть подстерегла и отца женщины: он попал в жернова собственной мельницы…
А сама Сажибжамал? Чего только не пришлось пережить ей за это время. Отправляли в Налейку на заготовку дров для паровозов, что стали основной движущей локомотивной силой на железных дорогах страны в военный период. Были и  многочисленные «командировки»  на земляные работы: на отсыпку грунтовых дорог и рытье противотанковых рвов.
Один из последних оборонительных рубежей на территории страны проходил  по правому берегу Волги. Здесь была расположена система сложнейших коммуникаций и оборонительных сооружений. На их возведение собирали  по городам и весям всех, кто мог держать в руках лопаты, кирки, носилки. На темпы работ не  влияли ни погодные условия, ни условия проживания мобилизованных, ни состояние их здоровья. Отказ от работ приравнивался к дезертирству и судился по законам военного времени. А ведь дома оставалось большое хозяйство, требовавшее немалых забот, и бессильные старики, которым нужны  были уход и внимание.
Война – стала одним непрерывным испытанием  на твердость духа и физических сил, длившимся целых четыре года.
В 45-м вернулся домой из затянувшейся командировки Сибятулла. Женщины семьи вздохнули с облегчением. Тем более, что был он мастером на все руки: мог и печь сложить, и плотничать, и в полевых работах был «дока» — настоящая находки не только для семьи, но и для всех «12 лет Октября» — колхоза, где он трудился. Коновалил, гнал деготь, был звеньевым полеводческой бригады. Не чурался никакой работы.
Да и сама Сахибжамал была под стать мужу. Куда бы ни получала наряд, всегда была в числе передовиков, в числе лучших — справлялась с любой работой. Но это, когда детей в их семье было всего пяток. А затем, когда на свет появились сначала 8-й,  потом — 10-й, 15-й, семья стала поглощать все ее время. Накормить, обстирать, перешить одежонку одного,  для того, что помладше, навязать на всю ораву носки, шарфы, шапки, проверить уроки, залечить ушибы и раны. Бывало, вечерами, уложив ребятню, кого на полатях, кого на полу, считала по головам: один, второй, третий… прибавляла тех, кто отправлялся «погостить» к бабушке, и с облегчением  вздыхала, если счет сходился: все на месте! Впрочем, иногда число голов превышало численность «собственного народонаселения» — значит, кто-то из детей привел с собою друзей и, заигравшись, вся компания оставалась ночевать у Кантеевых. Сахибжамал не возражала – как можно делить детей: все они свои, от куска хлеба семья не обеднеет. Зато, случись что, и ее дети будут присмотрены и накормлены.
А с самого раннего утра, забыв  об усталости и недомоганиях, спешила к печи – испечь хлебы и приготовить нехитрую пищу; во двор, на котором ждали ее корова, телята,  овцы, птица;  к 10 соткам огорода и на картофельный надел у реки Талки.
Конечно, было приятно, когда страна  заявила о своем к ней внимании сначала орденом Материнской славы III степени, а затем и присвоением звания мать-героиня. Но со всей скромностью, присущей татарским женщинам, о наградах и заслугах предпочитала говорить и вспоминать,  как можно меньше. Это позже повзрослевшие дети, став родителями сами и познав, почем фунт семейного лиха, оценили полновесность государственных наград. Нежностью, заботой, вниманием не обошел ее ни один из детей.  С не меньшим трепетом они покоят ее почтенный возраст и сегодня. Вот и сейчас, не тревожа материнское сердце излишне, решают, каким он должен стать — день ее юбилея. Скорее – день триумфа Любви, материнской и сыновней. Долголетия, почтения и здоровья вам, уважаемая Сахибжамал!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.