Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

04.07.2013 09:25 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 28.06.2013 г.

ОТКРЫВАЯ МИР

Автор: Екатерина Лукьянова
заведующая отделом экономики и нформации
Первый год жизни – самый ответственный этап развития ребенка, особенно если он с ограниченными возможностями. От того, как малыш сумеет приспособиться к новым условиям (вне материнского организма), как справится с нарушениями здоровья, зависит гармония последующего его развития. Зачастую родители, узнав диагноз ребенка, все силы прикладывают, чтобы «вылечить» его: показать самым лучшим врачам, найти эффективные препараты, сделать операции. При этом познавательное и эмоциональное развитие уходят на второй план. А когда малышу ставят еще и диагноз «задержка психо-речевого развития», когда он теряет интерес к окружающему миру, а порой даже боится всего нового (людей, предметов, помещений), взрослые начинают ругать себя.

Что же нужно для гармоничного развития ребенка?
Одно из важных условий – стабильный и обогащенный контакт с близкими людьми, который позволяет малышу чувствовать себя в безопасности. Это чувство защищенности – главная жизненная потребность, и дать его могут только любовь и теплое отношение родителей, окружающих.
Во-вторых, значима двигательная активность: ребенок должен сам познавать окружающее. Так, мир для детей с ДЦП, как правило, ограничен узкими рамками (кроватка, детский манеж, диван с подушками…). Важно организовать сенсорно-насыщенную среду, чтобы у него развивались все виды чувствительности. Малыш должен видеть картинки, игрушки с человеческими лицами, трогать различные по фактуре предметы (мягкие, твердые, гладкие…), слышать звуки различной интенсивности (песенки и стихи в мамином исполнении, классическую музыку и прочее), пробовать на вкус и нюхать разнообразную пищу. Предъявление  ребенку всех объектов внешнего мира должно иметь речевое сопровождение. К тому же эмоциональному и познавательному развитию малыша первого года жизни помогут игры, знакомые многим с детства.
Например, «игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия»: забавы, потешки, пеструшки. Детям нравится играть в них во время кормления, купания, смены пеленок, укладывания спать («Потянушки-потягушки», «Мы кормили Машу»).
«Игры, стимулирующие положительные эмоции». Благодаря им, можно поддерживать активный настрой ребенка во взаимодействии с окружающим миром («Шлепаем по водичке»).
«Игры, ориентированные на развитие объединенного внимания». Они стимулируют появление и удлинение совместного для взрослого и малыша сосредоточения на игрушках и предметах, способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, подготавливают основу для формирования его произвольного внимания.
«Игры, стимулирующие речевое развитие». Это игры-забавы, игры-упражнения, стимулирующие гуление и лепет, дающие предпосылки понимания речи. Повторение звуков и слогов за взрослым, подготавливает ребенка к речевому общению («Едем-едем» на лошадке»).
«Игры, стимулирующие подражание» (для детей с 6 месяцев). Они учат активно и разнообразно обращаться с предметами, игрушками, развивают речь («Повторялки»).
Все эти игры помогут поддержать атмосферу эмоционального комфорта, воспитать полезные привычки, что является надежной опорой для развития детской психики.
Нужно помнить, что на первом году жизни организм пластичен, обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Используя этот ресурс, можно помочь открыть мир своему ребенку.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.