Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

13.12.2013 11:52 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 13.12.2013 г.

НА ОЧЕРЕДИ - БЛОХА?

Автор: Дмитрий Лукьянов
заведующий отделом общественно-политической жизни
В августе российские исследователи составили список профессий, которые в ближайшие несколько лет исчезнут с рынка труда. Согласно нему, в ближайшие годы перестанут существовать профессии лифтера, почтальона, швеи, кузнеца… По поводу последней редакция готова поспорить – «редкая» – да, «исчезающая» – вряд ли. Древнейшая профессия не ушла в прошлое. Даже в Инзе сегодня есть мастера, способные кусок металла превратить в ажурный березовый листочек и выполнить работу, подобную той, которая прославила тульского косого мастера Левшу или гоголевского Вакулу. Один из них кузнец Инзенской ПЧ Евгений Карпов.

Родился будущий кузнечных дел мастер в Инзе. Учился в первой школе, а после — в местном училище на сварщика, так что работать с металлом приучен со школьной скамьи. Прежде чем встать к наковальне, Евгений несколько лет отработал по специальности, три года из которых в Ульяновске. Вернувшись на малую родину, сварщик Карпов устроился в ПЧ. Там-то и увидел своими глазами, как работают кузнецы. Увидел – понравилось. Попробовал – получилось. Было это одиннадцать лет назад…
- Я едва дождался, когда место в кузнице освободится – один из мастеров собрался на пенсию, — мы с Евгением сидим ранним утром в его «рабочем кабинете»: небольшом зале с уже разожженной печью, двумя наковальнями для ручной ковки и электромолотом для автоматической. – Конечно, сразу все не получалось. Спасибо наставникам, а в то время в цеху работали уникальные мастера Илькин, Кошкин, помогали и словом, и делом…
- А не жалели, что работу сварщика сменили? Она ведь, как сейчас говорят, «золотая»…
- Золотой ее считают те, кто ни разу не работал. Поверь, и кузнец, и сварщик изматываются одинаково…
- Все-таки тяжеловато?
- Сегодня немного легче, чем в прошлом: молотобойца заменила машина. Но все равно кузнец должен быть сильным и выносливым, потому что после первой недели работы болеть будет абсолютно все. Кроме того, чтобы стать кузнецом, нужно еще и немалое терпение.
«Ассортимент продукции», выходящей из-под молота Евгения, однотипный – такова специфика работы ПЧ. Коллегам-железнодорожникам нужны инструменты – молотки, зубила, ломы, ключи. Последние делает по специальным формам. Все остальное — на глаз. Оттого, уверен мастер, у кузнеца должен быть хороший глазомер.
- А что-нибудь поизящней лома ковал? Подкову там, или цветок…
- Было дело. Давай что-то покажу, — Евгений вынимает из кучи заготовок железный штырь и кладет его на подпитываемое кислородом пламя. Через минуту серый металл раскаляется так, что режет глаза…
- В принципе работать можно с любым материалом, — молот кузнеца уже мнет заготовку как пластилин. – Выбираешь просто его прочность. Для инструментов берешь самый крепкий, для «души» — что помягче. Мне даже рельсы приходилось перековывать.
Евгений уже у электромолота, который мощными ударами плющит железо до толщины бумажного листа. Заготовка отправляется в чан с водой, откуда, под противное шипение, тут же начинают подниматься клубы пара. «Что-то» снова отправляется в печь, а Евгений продолжает заинтриговывать:
- Как это делается, — кивает головой в сторону заготовки, — я в Интернете подсмотрел. Дай, думаю, попробую. С первой несколько часов провозился. Сейчас укладываюсь в восемь минут…
Снова наковальня, снова грохот электромолота и пар над опущенным в воду железом. На часы я специально не смотрел, однако не прошло и десяти минут как Евгений протянул мне натуральной величины ажурный листочек, удивительно похожий на березовый.
- Бери на память, — видя мой восторг, кузнец не скрывает довольной улыбки. – Я такими себе дома мангал отделал. Смотрится, как произведение искусства…
- Может, и блоху подковать тогда сможете?
- Не знаю. Если технология такая существует – почему бы не попробовать.
***
Кстати, в старину, если в селе не было священника, то молодых мог повенчать кузнец. А еще перед свадьбой жениху и невесте дарили браслеты, соединенные между собой цепью в знак того, что их союз теперь не разорвать. Всю эту работу тоже делал кузнец. Так что у всех инзенских любителей традиций есть шанс связать свои судьбы как наши далекие предки — крепко-накрепко. Качество Евгений Карпов гарантирует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.