Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

20.01.2015 14:03 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 16.01.2015 г.

УМЕЛИ ДЕЛИТЬ И РАДОСТЬ, И ГОРЕ

Автор: Екатерина ЛУКЬЯНОВА
заведующая отделом экономики и информации

Александра Вдадимировна и Раиса Владимировна ныне — инзенки.

В канун новогодних праздников в редакцию пришла одна из читательниц нашей газеты со словами: «Я просто не могу не рассказать об этой удивительной женщине! Меня восхищают ее сила духа, жизнелюбие, коммуникабельность. Она невероятно интересная, творческая, разносторонняя личность. Зимой до сих пор ходит на лыжах, а летом занимается огородом, любит собирать грибы-ягоды в лесу. Одним словом — «Заботушка»…»

Оказалось, что Наталья Акимова рассказывает об Александре Владимировне Селецкой – женщине, действительно, неординарной. Кстати, познакомившись и с Александрой Владимировной, и с ее сестрой Раисой Владимировной Андриановой, я решила, что рассказывать нужно про них обеих, ведь будучи погодками, они всю жизнь были лучшими подругами, а расставались лишь на время учебы.
Родились Александра и Раиса в Тульской области в селе Ростово. Всего в семье было семеро детей, но старшие к тому времени, как девочки появились на свет, уже «выпорхнули» из родного гнезда. А «гнездо», надо отметить, у них был знатное – самый большой дом в деревне, с хорошими окнами и полом. У большинства же других избенок пол был земляной, а окна настолько маленькими, что света, пробивавшегося сквозь них, внутри помещения едва хватало.
Когда началась война, Раечка еще только пошла в школу. Да и то через месяц учительница вся в слезах объявила, что из-за наступления немцев занятия отменяются. Сквозь село шла дорога.  «Большак», как ее называли местные жители. По ней-то из Орла в Москву войска то наступали, то отступали. Возможно, именно она и спасла Ростово от участи соседних сел, которые были полностью сожжены немцами.
Сестры хорошо помнят, как сельчане первый раз встречали германские войска. Все принарядились и вышли к дороге. Сначала шли пешие солдаты, а уже за ними — мотоциклы и танки. Едва войдя, немцы сразу же начали проявлять жестокость, снимая с людей хорошие вещи.
Особенным «спросом» у фашистов пользовалась теплая одежда: валенки, шапки. Не привыкшие к таким морозам, они страшно мерзли.
Вслед за этим начались разрушения и пожары. Перед тем, как поджечь дом, немецкие солдаты всех из него выгоняли, а людей гнали по улицам то ли в соседнее село, то ли в плен. Маленькая Раечка была так напугана огнем, что потом, даже когда семья переехала, она боялась пожаров: ей казалось, что в любой момент может загореться и их дом.
Отец, будучи председателем, боялся, что фашисты будут издеваться над его семьей, как это было в соседних деревнях. Чтобы уберечь родных, он поместил жену и трех младших дочерей в подвал, который находился метрах в восьмидесяти от дома. Туда каждое утро он приносил им на сутки целый чугун саламаты. Из чего это варилось, ни одна из сестер сказать не может – что-то вроде киселя из гречишной муки, но, по заверениям обеих, было  очень вкусно.
Но далеко не все немцы оказывались «зверьми». В ноябре 1941-го германские солдаты обосновались в доме наших героинь, где простояли почти три недели. Когда их командир понял, что глава семьи живет здесь один, он сразу же спросил, где его жена (немцы называли всех взрослых женщин матка), а получив ответ, приказал немедленно вернуть ее в дом, выселив из маленькой комнаты приказчика.
Как вспоминает Александра Владимировна, их «квартиранты» всегда были в хорошем настроении, а вечером за ужином постоянно пели песни. Причем, на русском языке. Ничто человеческое им было не чуждо. Командиру, видимо, очень понравилась маленькая Рая. Он часто брал девочку себе на колени и показывал фотографию своей семьи. Даже тогда сестренкам было понятно, что он очень скучал по своей жене и детям… Кстати, мама девочек, набравшись смелости, как-то спросила: если вы, мол, германцы, то кто же фашисты? И почему сейчас они ведут себя как обычные люди, а в соседних деревнях зверствуют? В оправдание командир ей ответил, что мародерствуют вовсе не немцы, а финны…
Когда наши войска начали брать верх, настроение немцев резко изменилось. Теперь они все чаще злились, а песен уже слышно не было. После отступления фашистов в доме появились советские солдаты. Они разительно отличались от своих врагов: те были холеными, хорошо одетыми. Да и на столе у них постоянно были настоящая тушенка, шоколад… Наших же даже накормить было нечем…
После освобождения Москвы, жизнь в селе потекла своим чередом. Дети вернулись в школу. Теперь Рая с Сашей учились в одном классе. Школа представляла из себя длинную-предлинную избу с двумя маленькими окошечками. Света было очень-очень мало, поэтому тех, кто был посообразительнее, сажали вперед, писали же ученики на старых газетах.
Несмотря на возраст, дети работали в колхозе: собирали картошку, колоски. За это их кормили: ставили столы прямо на улице. И хотя время было трудное, никто не унывал, не терял силы духа, все надеялись на лучшее. Вообще, как рассказывает Александра Владимировна, в деревне жили очень дружно. Постоянно устраивали на улице коллективные праздники, а с работы возвращались с песнями. И сейчас сестры часто вспоминают, как вечером из-за бугра сначала слышалась песня, потом появлялись вилы и грабли, а уж затем — сами работницы: «Прямо, как в фильмах…» Конечно, приходили и похоронки. Но и это горе соседи делили друг с другом, не давая никому отчаяться и «утонуть» в своей беде. А уж о брошенных детях или стариках вообще не слышали. Кстати, как отметила Раиса Владимировна, даже в самые тяжелые минуты, матом никто тогда не ругался…
После войны Раиса и Александра вместе с родителями  переехали в Пушкино. Здесь девочки окончили школу, а потом разъехались учиться. После получения дипломов обе переехали в Королев.
В Инзу же обе сестры приехали, можно сказать, совершенно случайно. Правда, супруг Раисы Владимировны — отсюда. Поэтому, когда она вместе с дочерью начала подыскивать, где бы купить домик, в котором можно жить летом, как на даче, то она вспомнила про наш маленький городок. Ну, а для Александры Владимировны решающую роль играли огород, речка и лес. Очень долго они с мужем не могли найти для себя ничего подходящего. И лишь перед самым отъездом им посоветовали посмотреть «жилье» по переулку Лермонтова. Женщина сразу влюбилась в свой будущий дом. Однако переезжать насовсем в сельскую местность из города ни одна из сестер не собиралась. Поэтому, оформив документы (тогда это занимало около недели), заперев двери, они вернулись в Королев.  А когда весной обратно приехали «на дачу», Александру Владимировну ждало разочарование: дом полностью затопило, в комнатах всюду – чернота, плесень… Но, взяв себя в руки, супруги Селецкие начали обустраивать свое жилище. Сегодня дом похож на настоящий теремок: резным узорам, украшающим  его, позавидует и профессиональный резчик по дереву. А ухоженный огород – гордость хозяйки.
Так сложилось, что и Раиса Владимировна, и Александра Владимировна переехали на свои «дачи» совсем. Кстати, как они обе утверждают, ни разу не пожалели об этом. Кроме того, ведь сестры вместе и сейчас …   

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.