Учила любви к Родине
Настроение каждому школьному предмету задаёт учитель. Кто-то из школьников любит одного педагога, кто-то — другого, и всё это часто связано с отношением к предмету, который он преподаёт.
Но не было в третьей школе таких учеников, кто бы ни любил историю. А всё потому, что Наталью Михайловну Жарову уважали все: и озорники, и отличники... И к каждому она находила свой подход. Её добрую улыбку и смешинками искрящиеся глаза помнят, думаю, все. Повзрослев, мы, конечно, понимаем, как тогда были смешны, стараясь подсказать друг другу, написать пол-учебника на руке, а она всегда это видела и никогда никогда не ругала. И, наверное, только сейчас, с годами, её ученики понимают мудрость учителя. Ведь Наталья Михайловна не заставляла заучивать множество исторических дат, нет, ни в коем случае: «Можете выписать на листочек даты и выйти отвечать к доске, но только даты и ничего больше», — говорила она. И ведь писали, и перед уроком писали, и на уроке, а она не ругала, лишь смотрела и улыбалась. А ученики тем временем, готовя шпоры, весь текст читали, и с листочком, полным дат, выходили к доске, и всё отвечали. Ведь если материал не знаешь, разве определишь, какая дата к какому событию относится? А она слушала ответы, улыбалась и хвалила. И по сему видно, раз ученик даты выписал да шпаргалками все руки исписал, то что-то да учил, точно учил. Всё она видела и всё замечала, и над «хитростями» учеников лишь посмеивалась. А если вдруг кто-то не выучил урок, она не ругала. Расстроится, пожурит, и вроде бы как стыдно ученику становится, что такого учителя, который всегда с добром, обидел, и уже на следующем уроке всё будет обязательно выучено.
Наталья Михайловна Жарова — учитель с особой энергией, и, как знать, может, самой судьбой ей было предначертано стать педагогом. Ведь родилась она в первый день сентября, когда все школы открывают свои двери и по всей стране разносится трель школьных звонков. Родилась Наталья Михайловна в 1949 году в Ташкенте, там же училась в школе. По окончании поступила в Джетысайское педагогическое училище, а в 1971 году решила продолжить свое образование и поступила в республиканский педагогический институт русского языка и литературы с историческим уклоном. С 1968 года Наталья Михайловна начала работать в той же школе, где сама училась прежде. Более того, 17 лет она была в этой школе завучем и 4 года директором. Один год работала преподавателем на кафедре методики преподавания русского языка и литературы в Ташкентском педагогическом институте, а потом вновь вернулась в школу. В Инзу она переехала в 1995 году вместе с мамой.
- И пусть я родилась не здесь, всё же нет места для меня роднее Инзы, — говорит Наталья Михайловна.
Приехав в наш город, она сразу же стала работать учителем русского языка и литературы, а также истории в третьей городской школе, где и проработала более 18 лет. Многие годы Наталья Михайловна заведовала школьным музеем, созданием которого начал заниматься ещё Сергей Матвеевич Кончев в 1961 году, но лишь в 1996–1997 годах под музей был выделен отдельный класс. Наталья Михайловна совместно с учениками собирала материалы для музея. Здесь у каждого экспоната, отданного в музей неравнодушными людьми, — своя история, напрямую относящаяся к истории создания города и района.
— Переехав, я изучала историю теперь уже совсем родного Инзенского края. Чтобы потом на уроках рассказать о ней ученикам. В музее у нас были старинные копейки, найденные в усадьбе Ознобишина, и журнал 1909 года, где было написано о поэте, а также о том, как строилась третья школа. С учениками мы не только собирали материалы для музея «Память», но и ходили к людям, которые рассказывали нам об истории района, о знаменитых людях и знаменательных событиях, — делится воспоминаниями Наталья Михайловна.
Хочется отметить, что внучатый племянник Натальи Михайловны в какой-то степени продолжает начатое ей музейное дело и даже шагнул чуть дальше, выходя за пределы района и участвуя в деятельности поисковых отрядов.
За время своей работы в третьей школе, Наталья Михайловна выпустила три класса, и помнит она каждого своего ученика. Знает, как у них сложилась жизнь, где учились и где сейчас работают. Практически с каждым она поддерживает связь.
- Горжусь всеми своими выпускниками, по сей день все они дружат, общаются и меня не забывают. Всегда зовут на встречи. И точно могу сказать, все они хорошие, все в жизни устроились, довольна ими и чуточку собой, ведь наверняка есть в этом, как я думаю, и капля моей заслуги, — улыбаясь, рассказывает о своих учениках Наталья Михайловна.
У неё множество грамот и наград за успехи в обучении и воспитании учащихся, она ветеран труда. В общей сложности в образовании она проработала 44 года и после ухода на заслуженный отдых продолжала обучать только уже своих внучатых племянников.
- Скучать они мне не дают, одну не оставляют. У меня три племянника, семь внуков от них и уже одна правнучка, — хвалится богатая бабушка, — всегда они ко мне приходят, помогают. У меня вот огород, овощи, ягоды всякие выращиваю, потом закрутки на зиму делаю. Бывает, конечно, и в школу приглашают на разные открытые уроки, ну, если время есть, хожу, чего ж не сходить-то, — рассказывает о своей жизни моя собеседница.
В этом году Наталья Михайловна отмечает юбилей, и уже в это воскресенье она будет принимать поздравления от племянников и внуков, которые всегда рядом. От своих коллег, с которыми всегда работали слаженно и дружно. И, конечно, от своих учеников, в чьи головы она вложила важную науку, научив несколько уже совсем взрослых поколений самому главному — любви к своей Родине.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.