Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

29.03.2024 12:53 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вчерашний день – история

Автор: Варвара АФАНАСЬЕВА

Великая Отечественная война, перестройка... и множество других событий, произошедших в нашей стране за последний век, для кого-то всего лишь история, рассказанная кем-то или прочитанная в книгах. Для неё же всё это реальность, в которой она росла и жила.

Труженица тыла Зинаида Карягина, родившаяся в 1930 году, поделилась с нами своей историей жизни.

Два года назад, аккурат в начале специальной военной операции, над нашим городом кружились вертолёты. Вопросов было много, а вот как это было на самом деле, знают не все. Как многие и предполагали, вертолёты действительно летели в сторону Украины. В наш же город вертолётчики завернули не просто так. Это внук Зинаиды Ивановны залетел поздороваться с бабушкой.

- Мы с другим внуком из дома вышли, махали ему, махали. Ну, а он что, повисел над домом, «махнул» да полетел. Ох, сорванцы, полгорода на уши подняли. Меня до сих пор люди спрашивают: «Как у него дела?». А я и отвечаю: «Всё нормально, сейчас он уже в Хабаровске», — чуть возмущаясь, но всё же со смехом рассказывает Зинаида Ивановна, и продолжает. — Сын да двое внуков у меня – вертолётчики, где только не летают. Был вот ещё помню такой случай, когда внуки учились. Позвонил мне один и рассказывает: «Был на практике в Пугачёве и пролетал, бабуль, деревню, в которой ты родилась». Так я узнала, что Левинка ещё существует.

Из села Левинка Духовницкого района Саратовской области в Инзенский район Зинаида переехала вместе с семьёй. На тот момент она училась в первом классе.

- История моя длинная. В семье моей матери детей было много. Однажды дед мой после отёла решил телёнка оставить, семья-то большая, кормить чем-то надо. Так посчитали его кулаком, ведь две коровы на одну семью иметь было нельзя. Раскулачили да сослали всю семью в Котловск. А мать как раз замуж вышла за моего отца. Был он из бедной семьи, да смог окончить Саратовский техникум. В Инзе он нашёл работу, устроился в совхоз «Железнодорожный» механиком. Так мы сюда и переехали. Позже к нам, отбыв срок наказания, переехал и дедушка из Котловска. С тех пор вся семья здесь, — рассказывает моя собеседница.

Зинаида первые четыре класса ходила в Пазухинскую школу, потом в железнодорожную. Окончила семь классов, учиться далее не стала. Отец решил, что для девочки этого образования вполне достаточно. А там началась война.

- Моего отца, работающего в совхозе механиком, забрали в Ульяновск. Там он всю войну и проработал, обучая танкистов. Мы же с матерью работали днём на полях, вечером загружали вагоны собранными с парников овощами. Все работали тогда: дети, подростки, старики. На лошадях и тракторах, женщины да те, кто с войны без рук и ног вернулся. Но мы, молодёжь, успевали между этим и на танцы сходить. Собирались большими компаниями, дружные все тогда были. Сейчас уж такого, наверное, нет, — делится воспоминаниями баба Зина.

Вспоминает она и то, каким в то время был сов-хоз. Рабочие жили в бараках. Тем, кто хотел иметь свой дом, давали землю для постройки. Были в совхозе конюшни, коровники и свинарники. И река, по словам Зинаиды Ивановны, тогда была полноводней, и всю воду для питья, как в дом, так и скотине брали из неё. Рядом с рекой стояла общая баня. В огромный чан вёдрами приносили воду, чтобы вечером, вернувшись с полей, можно было ополоснуться. На полях выращивали разные овощные культуры.

- Где нефтебаза была, там поле было — картошку выращивали. И вот женщины найдут большую картошку, одну под грудь, одну в волосы вплетут, домой придут, суп сварят, считай, семья сыта. А ведь обыскивали каждого. Не дай бог, обнаружат кражу, ой-ей. Но ведь голодно, коли б не картошка, что вместо хлеба нам была, да своя корова-кормилица так и не выжили бы, — продолжает бабушка.

В нашем городе был глубокий тыл, и война была тут не слышна, да отголоски доносились. Например, в лес близ Яшенки за дровами да хворостом люди ходить побаивались. Разный народ туда свозили. Бывало, встречались и дезертиры. Хорошо помнит Зинаида как к ним «пришел» эвакуированный с Украины совхоз: «Люди гнали оттуда скот и добрались до нас буквально пешком. А жить-то им где-то надо, так их к нам по квартирам и расселили. Тяжело было, ну, ничего, выжили». Так и прошли военные годы. Из Ульяновска вернулся отец Зинаиды и вновь стал работать в сов-хозе механиком. Зинаида же, спустя некоторое время, вышла замуж.

- И стала я жить вот тут с Карягиным. Домик был маленький, деревянный, впоследствии он сгорел. И мы построили кирпичный. Из совхоза я, выйдя замуж, ушла, поступила продавцом в магазинчик, поработала немножко и устроилась на хлебозавод экспедитором. Муж долго работал в автохозяйстве, а потом перешел на древзавод и на пенсию уходил уже оттуда, — продолжает рассказ Зинаида.

Времена менялись. Вскоре распался совхоз «Железнодорожный». Всё, что было в совхозе, вывезли в Куйбышев. Туда позвали на работу и отца Зинаиды, но он, немного поработав, вернулся обратно, решив, что там он совсем один, а тут — семья, внуки опять же. Тем временем у Зинаиды и Анатолия подрастали дети.

- Когда вырос сын, мы стали узнавать, куда бы пристроить мальчонку. Ну, кто-то советовал на железную дорогу, а знакомая из Сызрани рассказала, что идёт у них набор в вертолётчики. Ну сын и говорит: «Попробую, получится — хорошо. Ну, а нет, так нет». Поехал и сдал всё с первого раза. После направили его в Ставрополь, так он там всю жизнь и живёт. Дали квартиру, сейчас вот свой дом есть. И меня зовёт к себе, но я не соглашаюсь. У сына две дочери, они мне уже и правнуков подарили. А моих дочерей обеих уже нет, остались от них внуки. Сергей тут в Инзе живет, мне по надобности помогает, свинарник вот построил. Другие же как дядя — вертолётчики. Жаль вместе всей семьёй собраться никак не получается, приезжают в гости ко мне то одни, то другие, — рассказывает о семье Зинаида Ивановна.

По-всякому ей пришлось пожить и в войну, когда рассчитывать можно было лишь на себя и своё хозяйство, и в перестройку, когда, бывало, пенсии не платили по нескольку месяцев. И вновь была одна надежда: картошка, курочки да поросёнок. На вопрос: «Лучше ли стало сейчас?» Зинаида Ивановна отвечает:

- Да мне сейчас особо много-то и не надо. Пенсию приносят, еда есть, тепло. Сиди да сиди. И люди, считаю, всё же лучше жить стали, не голодают, как раньше бывало, и то хорошо.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.