Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

30.03.2023 12:05 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 24.03.2023 г.

Вперёд - и с песней

Автор: Алексей БАРИНОВ

В нашей районной газете «Вперёд» мы часто пишем об учителях русского языка и литературы, математики, истории, но почти ничего об учителях музыки. Чтобы восполнить этот пробел, я отправился в первую городскую школу, где уже на протяжении десяти лет любовь к музыкальным произведениям детям прививает талантливый педагог Анна Алексеевна Колганова.

Анна Алексеевна родилась и выросла в Инзе, училась во второй городской школе, была активным ребенком, участвовала во всех школьных мероприятиях. Когда училась во втором классе, талант Ани заметил ее учитель музыки Роман Эммануилович Руш.

- Помню, Роман Эммануилович однажды меня спросил: «А ты чья?», я ответила: «Шумилина», — начала свой рассказ Анна Алексеевна. — А моя бабушка — Анна Яковлевна Емушина — очень хорошо пела и выступала в Панциревском хоре. Когда он об этом узнал, то сказал: «Тебе срочно нужно идти в музыкальную школу…».

Когда Анна пришла в музыкальную школу на прослушивание, ей дали ритмический рисунок, чтобы она его повторила. Девочка без каких-либо усилий его сыграла, и ее сразу же зачислили. Аню отдали опытному педагогу Людмиле Александровне Кузьминой, которую она сразу полюбила. Но, к сожалению, так получилось, что Людмила Александровна не доучила Аню и ушла на заслуженный отдых.

- Когда Людмила Александровна ушла, для меня это был удар, — продолжила Анна Алексеевна, — я не хотела больше учиться, хотела все бросить. Тогда меня взяла Ирина Михайловна Кутузова, последний год я училась у нее. Могу честно сказать, если бы не Ирина Михайловна, я бы бросила музыкальную школу. Я очень ей благодарна, что она меня просто заставила доучиться. После сдачи выпускных экзаменов в музыкальной школе я себе сказала, что больше никогда не свяжу свою жизнь с музыкой, но получилось все иначе.

После окончания школы Анна поступила в Инзенский филиал УлГУ на специальность «Государственное и муниципальное управление». После получения диплома молодой специалист устроилась в СИЗО в спецотдел. Работая там, она поняла, что в следственном изоляторе нетдля неё никакого развития.

- Как-то по чистой случайности я узнала, что в первую городскую школу требуется учитель музыки, — рассказывает Анна Алексеевна. — На тот момент за моими плечами было только образование музыкальной школы. Я встретилась с директором Еленой Николаевной Вороновой, она мне сказала: «Ань, попробуй, поработай немножко, вдруг втянешься…». И вот с 2013 года я преподаю детям музыку. На протяжении трех с половиной лет я работала и одновременно училась на заочном отделении в МГПУ им. М.Е. Евсевьева на учителя музыки.

По словам Анны Алексеевны, на своих уроках она не занимается болтологией, но это пришло не сразу. Изначально было по-другому, молодого специалиста никто не учил, как правильно преподавать, она пришла сюда самоучкой. Ей дали программу, учебник и сказали: «Работай». Чтобы самой все понять, на протяжении двух лет Анна Алексеевна вместе со своими воспитанниками также учила уроки, как бы это смешно ни выглядело.

- Музыку преподаю с первого по восьмой класс. Сейчас программа очень разнообразная, а с этого года были введены модули – определенные пласты музыкальной культуры, — продолжила учитель музыки. — Это музыка храмового синтеза, концертный зал: опера, балет, мюзикл, народное творчество. Есть, уроки, которые посвящены календарным праздникам. Если честно, учебник по музыке очень сложный для детей, и я пытаюсь упростить тему до такой степени, чтобы каждый ребенок её понял.

По ее словам, сейчас в музыке очень много смешения стилей, которые встречаются в нашей жизни повседневно, и поэтому ребенку нужно донести и показать, что у каждого стиля есть свои плюсы.

- Свой урок я строю по такой схеме: 10 минут на домашнее задание, 15 минут – новая тема, оставшееся время мы поем, — продолжает Анна Алексеевна. — Я подбираю песню для исполнения ближе к теме. Если мы проходим тему маринистов, это композиторы и художники, которые посвятили свои произведения морю, то мы естественно поем произведения, связанные с морем, например: «Капитан, капитан, улыбнитесь…».

Как рассказывает педагог Колганова, сейчас дети не знают классическую музыку и их авторов, им это не интересно. Но когда ты им ее включаешь, они говорят: «Да мы ее слышали…», но не знают, как она называется и кто ее автор.

- Вот недавно мы проходили балет «Ромео и Джульетта», — продолжает педагог, — я у них спрашиваю: «Что это за музыка?», а они мне хором: «Коркунов, конфеты, реклама…», вот это они знают. Как говорится, то, что они слышат, то и знают. А моя задача сказать им, что это музыка не рекламы конфет, а музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, балет «Ромео и Джульетта». И так приходится объяснять почти всегда.

Зачастую на своих уроках учитель спрашивает у детей, что они хотели бы спеть. Многие хотят современную музыку, не понимая того, что ее тяжело исполнить. Поэтому педагог объясняет детям, что существует другая музыка, другие произведения. Сегодняшние песни Анна Алексеевна называет «однодневками», но они их все-таки поют. На уроках у педагога расширенный репертуар, дети исполняют песни групп «Dabro», «Звери», «Любэ», «Браво», «DDT», «Би-2», а «Ласковый май» не сходит с их уст. Поют песни Виктора Цоя и ANNA ASTI, из фильмов, например, «Есть только миг…», «Полгода плохая погода…» и многие другие.

- Дети тянутся сейчас к молодым специалистам. Может, нам проще их понять, и, как они сами выражаются, мы с ними на одной волне. Их это трогает,

наверное. Конечно, когда был первый урок, я жутко волновалась, думала, как всё организовать, переживала: «А вдруг у меня ничего не получится, как я приду, как начну с детьми разговаривать…». Но так сложилось, что мы быстро нашли общий язык. Меня окружают хорошие люди. Это я и про взрослых, и про детей, — с улыбкой отмечает Анна.

Молодой педагог уверена, в её профессии главное — дисциплина, любовь и доверие.

- Важно установить тонкую связь учителя с учеником, чтобы в любой момент он мог прийти, поделиться своими переживаниями, какой-то своей историей. К преподавателю должно быть доверие. Порой очень сложно этого добиться. В классе, руководителем которого я являюсь, это доверие есть. Дети подходят, рассказывают, спрашивают совета, мы совместно решаем какие-то проблемы. Они меня понимают с полуслова, и я их вижу насквозь. У нас с ними за эти годы выстроились доверительные отношения, — рассказывает учитель.

В первой городской школе существует два хора – младший (3-4 классы) и старший сводный (5-11 классы), которыми руководит Анна Алексеевна. В каждом из них по 30 человек. Дети с удовольствием посещают внеурочные занятия, учатся петь в коллективе и выступают на различных конкурсах и концертах, где становятся победителями.

Наша беседа близилась к концу, когда раздался школьный звонок, и в коридоре появились школьники. Обменявшись теплыми фразами, мы с Анной Алексеевной распрощались. «Вперед — и с музыкой!»,- подумал я, глядя на теплое весеннее солнце, и отправился в редакцию, чтобы не забыть все то, о чем поделилась со мной учитель музыки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.