Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

15.02.2023 09:14 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 10.02.2023 г.

Для войны никто не создан

Автор: Екатерина ЛУКЬЯНОВА

15 февраля исполняется 34 года со дня вывода советских войск из Афганистана. Сегодня войну, которая продолжалась более 9 лет, многие считают ненужной. Но для каждого, кто выполнял там свой интернациональный долг, – это особый период в службе и жизни. Они были солдатами, верными присяге и долгу.

Юрий Валерьевич Бирюков – один из тех, кому довелось пройти тот суровый путь войны в Афганистане, стрелять по врагам и самому быть под прицелом. Хотя, когда он призывался на службу осенью 1980 года, не думал, что его армейская жизнь сложится вот так. Ведь тогда еще про войну в Афганистане, если и говорили, то шепотом…

Родился и вырос Юрий в Б. Шуватово. Закончив школу, молодой человек поступил на техника-механика в Рязановский совхоз-техникум. Однако учебу пришлось прервать: примерно через год он был призван Димитровградским военкоматом в армию. Так что заканчивал образование молодой человек, когда вернулся домой. О том, чтобы «откосить» или хотя бы взять отсрочку, парень даже не задумывался. Тогда служить в армии считалось престижным. Более того, к тому, кто «не топтал землю в кирзачах», на гражданке относились с пренебрежением. Чувство патриотизма и ответственности перед Родиной у мальчишек закладывали с самого рождения.

Где ему предстоит служить, Юрию не сказали. Объявили только, что на юге. Сначала новобранцев привезли в Куйбышев, оттуда – в Оренбург, затем – дальше в южном направлении. Постепенно деревья сменились на кустарники, а те – на колючки. Также и с погодой. Одетые в теплые куртки парни по мере приближения к пункту назначения начали раздеваться. Оказалось, что солдат привезли в Туркмению, в Ашхабад. Здесь провели очередное распределение. Юрий попал в специальный учебно-танковый полк, который располагался в городе Теджене. В учебке курсантов готовили по трём направлениям: командир танка, наводчик орудия и механик-водитель. Бирюков попал в командирскую роту. Практически сразу парням сказали, что 70% из них попадут в Афганистан, а остальные останутся в части инструкторами. Но родным об этом писать не велели.

Полгода солдаты проходили обучение. Готовили их серьезно и много: теория, практика, физподготовка… Учились управлять танками Т-62М и Т-55 – теми, что «работали» в Афганистане. С будущих командиров требовали куда больше, ведь в случае необходимости они должны суметь заменить любого члена экипажа.

- Я сначала, как увидел, сколько там кнопок всяких, думал, сложно будет освоить. Но ничего, оказалось нормально. Потом уже с закрытыми глазами мог в танк прыгнуть, и руки сами собой ложились на нужные рычаги и кнопки, — рассказывает Юрий Валерьевич.

В мае 1981 года началась отправка в Афганистан. Часть солдат еще до этого «отсеялась». Да и тех, кому предстояло отправиться на войну, по словам нашего героя, не принуждали. Но, конечно, никто не отказывался…

- Приехал за нами лейтенант, — вспоминает афганец. — Мы-то все оту-тюженные, чистенькие. Внешнему виду в части уделяли большое внимание. А он весь был какой-то помятый. Мы даже удивились, что это офицер какой непрезентабельный? Потом поняли, что он за нами прямо из Афганистана для сопровождения прибыл.

За границу бойцов перебрасывали на вертолётах, которые в народе называют «корова». Прибыли они вечером в провинцию Кундуз. Первое, что бросилось в глаза Бирюкову, — все солдаты ходят в выгоревшей форме и с оружием, а вокруг одни горы.

Вновь прибывших поместили в палатки. Когда стемнело, в горах, то здесь, то там, стали появляться красные всполохи. Новичкам объяснили, что это значит: такое зарево дают взорвавшиеся машины или снаряды.

Утром для укомплектовки к палаткам прибыли представители разных частей. Можно было даже попасть в элитные войска. Но еще в учебке танкистам объясняли, что их готовят для выполнения определённых задач, поэтому большинство из них отправились в 122-й мотострелковый полк, который стоял недалеко от Ташкургана. При полку был танковый батальон, располагавшийся близ города Шибарган. Недалеко раскинулся городок советских специалистов (газовиков), охрана которого была одной из главных задач танкистов.

Танки кольцом стояли вокруг города, наполовину закопанные в окопы. Три роты охраняли этот «райский уголок» (так бойцы называли город), а сами при это жили в землянках.

Лето рота Бирюкова находилась на охране объекта, а в осенне-зимний период принимала участие в боевых операциях по всему северу Афганистана.

- Выезжали часто. Иногда надолго, иногда на несколько часов. Работали по наводке разведки. Много выездов было по ночам, когда приходилось для зачистки блокировать кишлаки. Мой танк Т-162М был «инженерным», то есть он всегда шёл первым, прокладывая путь. Соответственно и первый удар приходился именно на него. Мне командир говорил, что я так и до дембеля не доживу… — поделился Юрий Валерьевич.

Самой опасной, запоминающейся и долгой для Бирюкова стала операция по захвату кишлака Джар-Кудука (он раскинулся на длину в 12 км). Здесь находилась крупная база душманов. Попытка взять ее силами пехоты не увенчалась успехом. В начале декабря 1981 года попытку решили повторить силами 122-го мотострелкового полка, где, напомню, служил наш герой, и 154-го отдельного отряда спецназначения.

Три роты 154 отряда десантировались в разных местах, окружив селение, а мотострелковый полк блокировал долину с четвертой стороны… В итоге было много уничтоженных и пленных бандитов, большое количество захваченного вооружения и мин.

За время службы Юрию многое пришлось пережить и повидать. В одном из боёв по его танку выстрелили из гранатомёта, была повреждена броня. Танкистов спасло то, что люки были открыты. Однако двух членов экипажа ранило. Причем одного – в спину. Он буквально на силе воли сумел перезарядить оружие, а потом потерял сознание. После лечения оба бойца вернулись в строй, отказавшись продолжить службу в мирных частях армии.

Экипаж Бирюкова как лучший экипаж батальона награждался вымпелом, а сам командир не раз получал благодарности за смелость и отвагу.

- Страшно ли на войне? Конечно, страшно, — задумчиво говорит наш герой. — Но со временем ко всему привыкаешь. Так и мы привыкли к ежесекундной опасности, постоянным выстрелам… Появилось какое-то определенное чутье, начал замечать признаки, на которые в начале службы даже и внимания не обратил бы, но которые могут предупредить, например, об обстреле. А потом там вырабатывается хладнокровие, без которого было не выжить. Но самое главное — только на войне понимаешь, что такое взаимовыручка. Не зря говорят, что нет ближе товарища, чем боевой друг.

Полтора года Юрий провел в пекле Афганистана. И никакая война не могла заглушить его тоску по родине. Часто он вспоминал родное село, лес, рассказывая о природе родного края однополчанам. А читая редкие весточки от родных (письма шли долго, а бывало, что и не доходили до адресата), чувствовал будто побывал дома.

Демобилизовался Юрий в звании старшего сержанта. Правда, с первого раза улететь из этой жаркой и страшной страны ему не удалось. Было это в канун смерти Леонида Брежнева, и все вылеты отменили. Его тогда только довезли до аэропорта и вернули назад. Повторная же отправка состоялась через месяц — в декабре 1982-го…

Новый 1983 год Юрий встретил в кругу ссвоей семьи. От радости мама долго не могла остановить слёз, то и дело поглядывая на вернувшегося сына. Отец же после крепкого мужского объятия, которым наградил сына в момент встречи, вел себя сдержанно, интуитивно понимая, как не хочется парню вспоминать пережитое.

- Переход к мирной жизни мне дался нелегко, — признаётся Юрий Валерьевич. – Много лет мне снился один и тот же страшный сон, заставляя вновь и вновь проходить сквозь огонь, пули, дым. Конечно, никто не создан для войны. Но так распорядилась судьба, что нам пришлось побывать в пекле, отстаивая интересы своей страны. Будучи мальчишками, мы смогли выжить в том аду и научились ценить саму жизнь…

Сегодня все, кто с честью выполнял свой солдатский долг в Афганистане, – взрослые, умудрённые опытом люди. И сегодня на их плечи ложится огромная задача: именно воины-интернационалисты приняли эстафету патриотического воспитания молодёжи от ветеранов Великой Отечественной войны, которых становится всё меньше и меньше, и именно им предстоит нести и передавать её дальше.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.