Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

21.10.2021 20:09 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О выборе не жалеет

Как часто в школе мы злились на учителей за то, что ругают, постоянно воспитывают, учат. И, лишь вырастая, понимаем, что учитель — как третий родитель — переживает и волнуется за каждого ученика. Сегодня хочу рассказать о Римме Алексеевне Сарбаевой – учителе высшей категории, у которой я побывала в гостях накануне её юбилея.

Родилась Римма Алексеевна 20 октября 1941 года, через четыре месяца после начала войны, в деревне Малыкла Новомалыклинского района.

- Детство помню с раннего возраста — с двух-трёх лет. Шла война, но об этом нам, детям, не говорили. Ели мы в основном картошку и тыкву, которую выращивали у себя в огороде. Мы не знали, что можно пить чай с сахаром и конфетами, которых никогда и не пробовали. Наверное, от безысходности родители завербовались на Сахалин. Тогда с центральных районов страны перевозили людей на Дальний Восток. Приехали мы туда, кругом сплошная тайга и пожары. Пришла пора идти в школу, а её нет. Папа был почти неграмотный, но очень хотел, чтобы мы, дети, получили образование. На последние деньги он покупал учебники и разные книги и занимался с нами. В итоге, когда через два года мы вернулись на родину, я сразу пошла во второй класс, потому что программу первого класса прошла с отцом, — вспоминает Римма Алексеевна своё детство.

Просыпались в три часа ночи – шли занимать очередь за хлебом. Время было голодное, но учиться старались. Как лучшую ученицу Римму наградили путёвкой в Артек, но денег на билет не было… Путёвку отдали другому ученику.

- Зато в старших классах я побывала на ВДНХ. Тогда за каждым учеником на пришкольном участке закреплялась грядка, на которой сажали зерновые культуры. Всё лето мы за ними ухаживали, а осенью, когда собрали урожай и получили хорошие показатели, нашу делегацию отправили в Москву. Тут уж всё оплачивалось: и проезд, и еда, и экскурсии, — рассказывает она.

В 1959 году Римма Алексеевна окончила школу и поступила на физико-математический факультет в Димитровграде. Обучение было бесплатное, студентам платили стипендию, на которую они жили.

- В нашей комнате все были не из богатых семей, и главным блюдом студента были макароны. Я получала повышенную стипендию. Помню, перед «госами» впервые за пять лет стипендию задержали. Сидим, зубрим, а сами голодные. И вот у одной девочки приехала мама и привезла нам пироги с сагой. Мы накинулись на них, едим, а она глядит на нас и плачет, – припомнила Римма Алексеевна своё студенчество.

Окончили институт. В Димитровград распределили тех, кто там жил, остальных — по Ульяновской области. Римма Алексеевна выбрала восьмилетнюю школу в селе Большие Озимки Инзенского района.

- Поселили меня в комнату к женщине, которая работала в школе техничкой. Страшно мне было. Всю первую ночь я проплакала: впервые так далеко от мамы оторвалась. Но приняли меня хорошо, все поддерживали, направляли и коллеги, и квартирная хозяйка. И как-то сразу работа сладилась и с коллективом, и с учениками. В то время в селе было много молодёжи, все ходили на танцы, а я ещё в хоре пела. Часто ездили выступать в район. И вот на одном из выступлений я встретила своего мужа. Я даже помню платье, которое на мне было, я его со стипендии пошила, — рассказывает Римма Алексеевна.

Вышла замуж, после декрета в Большие Озимки уже не вернулась. По роду деятельности мужу часто приходилось переезжать. Жилья не было, заселяли в дома, где давно никто не живёт, и печка топится по-чёрному. Дети, которых в семье было двое, часто болели. В 1974 году муж решил, что постоянно переезжать больше невозможно, и семья перебралась в Инзу. Римма Алексеевна сразу устроилась работать в четвёртую городскую школу, которой отдала 30 лет.

- В школе мне сразу дали 8-10 классы, а я всегда учила пятые — шестые. Но и тут на пути встретились добрые люди. Директор школы — мудрый человек — побывал у меня на уроке и в учительской перед всеми стал его анализировать, в основном, хвалить, чего я, честно сказать, не заслужила. Но это прибавило мне уверенности в себе, и работа пошла. Коллектив был молодой, сплоченный. Мы занимались воспитательной работой, вели кружки и факультативы. У меня, например, был факультатив «Коллективный ученик». Нам присылали задания из Московского государственного университета им. Ломоносова, которые мы решали коллективно на занятиях, а результат отправляли в МГУ. Потом от них приходил ответ — правильно ли решена задача. Конечно, такие факультативы помогали способным ученикам. Выпускаясь из школы, многие из них поступали в высшие учебные заведения. Наш коллектив стремился непросто вести уроки, а заниматься дополнительной работой. До сих пор удивляюсь, как всё успевали, ведь иногда из школы приходили часов в девять-десять вечера, — говорит Римма Алексеевна.

За годы работы в четвёртой школе педагог выпустила три класса, ученики до сих пор помнят своего классного руководителя. Приходят в гости, поздравляют с праздниками, а она помнит каждого из них.

- Первый выпуск запомнился мне тем, что в классе было 22 парня и всего 6 девчонок. Девочки были стеснительные, но парни меня выручали и участвовали во всех конкурсах и концертах. Даже когда нужно было представлять союзную республику и петь частушки, парни в девчонок переодевались и выступали. Со вторым моим выпуском давали открытый урок по информатике. Этот предмет тогда у нас только появился. Про компьютеры мы толком ничего не знали, да и не видели ни разу. Мне как математику поручили этот предмет вести. Поставили нам в классе большие калькуляторы, на уроках мы играли на них. Прислали методичку про двоичную систему исчисления, про алгоритмы и программирование. К открытому уроку нарисовали мы всё это на плакатах, и ребята по плакатам на уроке всё рассказали, не подвели меня. В третьемвыпуске были очень активные девчонки, во всём мне помогали: и в любой внеклассной работе, и парней-хулиганов воспитывать. Именно благодаря им все мальчишки наши доучились, никого отчислять не пришлось. Все потом своё место в жизни нашли, – вспоминает Римма Алексеевна своих учеников.

Сложно дать урок математики так, чтобы тебя слушали и понимали. Классное руководство ещё сложнее: здесь нужно воспитать в детях моральные принципы, привить чувства патриотизма, дружбы, товарищества. Учителям и самим приходилось постоянно учиться. Курсы повышения квалификации проходили на летних или осенних каникулах. Одной из первых Римме Алексеевне присвоили звание старший учитель, а в 1999 году — высшую квалификационную категорию. За годы работы получено много грамот как районных, так и областных. Но главным для неё остается то, что ученики не забывают свою учительницу.

- Нисколько не жалею о своем  выборе. Я состоялась как учитель. Я благодарна отцу и матери за то, что они, будучи неграмотными, помогали, чем могли. Государству за то, что бесплатно учили, распределяли, не бросая на произвол судьбы. Коллективам школ, в которых я работала, за поддержку. Тогда народ был добрый, независтливый. Умные, добрые руководители. Хорошие, умные, смышленые, с чувством юмора ученики терпели мою строгость, требовательность. Когда выпускала класс, а потом встречала ребят, видела нормальное отношение к себе. Именно тогда понимала, что то, что я делала, как относилась, какую воспитательную работу проводила, всё это они правильно воспринимали и считали нормальным,- говорит Римма Алексеевна с улыбкой. Через ее руки прошло много детей, каждого из них она старалась воспитать достойно, дать не только знание предмета, но и чуточку сверху. Каждого своего ученика она помнит, и они ее не забывают.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.