Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

16.11.2018 09:44 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 16.11.2018 г.

КОГДА ЗАКАНЧИВАЛОСЬ ЛЕТО

Автор: Роман ФЕДОТОВ

В 2036 лето до нашей эры или 4054 года назад (дата в пределах тысячи лет условная) жители древнейшего поселения на Инзе уже знали, где и как им предстоит пережить очередную зиму. Климат на ту пору был более теплым и сухим. Долина Инзы напоминала остепненные речные долины современной Саратовской области. Однако, зима на берегу реки, у кромки воды представлялась более суровой, чем на местах высоких, на террасах удаленных от речной сырости и поветрий.

На ту пору никто из жителей поселения у меловой горы не мог знать, что надежный зимник (сезонное зимнее поселение) расположенный выше по реке, в пределах видимого горизонта, через 3,5 тыс. лет облюбует другой народ и назовет его «Высоким», а потом – «Пазухино». Может и «Пазухино» прижилось не только по фамилии, а потому, что там теплее… «Кочевая» жизнь жителей у меловой горы была делом обычным. В ту далекую эпоху люди основательно зависели от климатической сезонности и промысловых ресурсов. Охота, собирательство и рыболовство носили цикличный (посезонный) характер. Однако, кочевым образ жизни тех людей назвать сложно. Два, три жилища в разных местах, на расстоянии нескольких километров представляли одну замкнутую территорию поселения вполне оседлого человека.

О каких поселениях, и каком населении говорится.

Читателю не трудно вспомнить сообщение на страницах этого издания в начале 2018 г. об открытии древнего поселения людей каменного века на севере Инзы (Пазухино). Теперь есть существенное дополнение к той информации о подтверждении поселения людей примерно той же эпохи в урочище «Меловые горы». Возможно, эти два поселения на окраине города связаны одной группой людей, одним укладом жизни. Начало статьи, как догадался читатель, представлено условной реконструкцией прошлого – прошлого, основанного на фактах.

Обстоятельства открытия второго поселения весьма интересны. Как только вышла статья «Инза старше, чем выглядит», автору этих строк позвонил любознательный и весьма приветливый человек из Архангельской области. Он оказался уроженцем города Инзы. Давыдов Александр Степанович в 1976 г закончил Инзенскую школу № 1 и поступил в

Ленинградский горный институт. Знаменитый Горный кадетский корпус (Горное училище учрежденное Екатериной II в 1773 г) с конца XVIII в. взращивал людей не только талантливых и «полезных Отечеству», но и легендарных. Этот вуз всегда работал в масштабах всей страны и в диапазоне всего геологического времени.

Поскольку древние жители Инзы работали камнем и с камнем, а таковым был в основном кремень, то настоящему геологу, знающему свои родные окрестности, не составило труда подсказать место добычи специфичного (с фиолетовым оттенком) кремня. В студенческие годы в радиусе 50 км от Инзы Александр Степанович изыскал одно единственное и от того уникальное место, где кремень встречается на дневной поверхности в самородных проявлениях. Этим местом оказалось урочище «Меловые горы».

В глубокой древности люди приходили к основанию меловой горы с одной целью – добыть кремень. Железа на вооружении человека еще не было, но металл уже пробивал себе путь. Здесь люди знали бронзу, примерно так, как сейчас знают квантовый компьютер. Соответственно, основным материалом для изготовления промысловых орудий, бытовых инструментов и оружия, по прежнему, оставался кремень. Порою за этим камнем люди шли из далека, им обменивались, им «торговали».

Современные жители Инзы знают «Меловые горы», как месторождение мела, как памятник ископаемой флоры и фауны, т.е. вымерших очень давно растений и животных. Сейчас там сохранился огромный меловой карьер – свидетельство былой добычи. Однако, человек обратился к мелу намного позже. В начале, здесь добывали кремень. Как утверждает Александр Степанович, в меловых отложениях кремень встречается гнездами и его нужно искать. Древним людям в этом поиске помогала река. Там, где на излучине река Инза упирается в крутой и высокий берег (он же склон горы) сложенный мелом, образуются открытые меловые осыпи. Мел вода разрушала и выносила течением. Кремень, как более крепкий и тяжелый, подобно золоту, оседал и «высеивался» по дну реки, по берегу. Человек мог добывать кремень и в горе и на дне реки.

Более того, кроме реки Инзы, это место, как в прошлом, так и сейчас, богато родниками. Рыба, водоплавающая птица и зверь в прошлом дополняли древний колорит изобилия. Человек выбрал место для жизни и поселился. Его основным занятием, наверное, все-таки была добыча кремня, и был он, в начале, горным мастером, потом рыболовом, охотником и т.д.

Осенью этого года в урочище «Меловая» обнаружены орудия труда человека каменной эпохи: сколы, отщепы, нуклеусы (подготовленные ядра для расщепления), скребла, обломки орудий, остроконечник (см. фото). Необходимо отметить, что состав сырья для вышеперечисленных изделий на «Меловой» представлен тремя породами камня: серый кремень, серый и розовый (?) кварциты. Основной камень – кремень.

Поселение «Меловая» достаточно хорошо локализуется на естественной возвышенности над поймой правого берега реки. С юго-запада участок ограничен естественным террасовым склоном. С северо-востока — примыкает к основному массиву меловых отложений. В настоящее время данное место представляет весьма живописный и уютный уголок природы. Теперь здесь можно не только дышать насыщенным сосновыми смолами воздухом, наблюдать водную гладь пруда и реки, слушать шум леса и птиц, но и размышлять о прошлом наших общих предков – предков давних, ветхозаветных.

Разумеется, пока нет оснований утверждать наличие полноценного памятника археологии «Меловая». Требуется время, дополнительное внимание специалистов, наблюдения, работы. Скромное начало исследованиям древней страницы поселения и города Инза ждет своего продолжения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.