Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

08.12.2021 08:04 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Времён переплетенье

Думаю, что Николай Ефимович Терёхин в особом представлении не нуждается. Его знают многие инзенцы.

Родился в Малой Борисовке, когда в стране уже почти полгода шла война. В семье было трое детей — он и ещё две старшие сестры. Про первые годы жизни вспоминает со слезами на глазах, он помнит, как на семью из четверых человек выдавали 500 граммов хлеба, как было голодно и холодно, как с семи лет начал работать в колхозе. Мальчишки управляли лошадьми, их задача — собирать сено конными граблями и подвозить к омету. Трудились от рассвета до заката, под палящим солнцем работать было нелегко, но их гнала нужда. В колхозе за работу кормили, пусть совсем простой гороховой или картофельной похлёбкой, но голодым детям и этого было достаточно.

Николай Ефимович любил технику, и, когда ему исполнилось восемнадцать лет, предложили работать прицепщиком. Затем поступило новое предложение: учиться в Кузоватовском училище механизации сельского хозяйства. Проучившись год и получив удостоверение тракториста-машиниста широкого профиля, поступил учиться на шофёра в Базарном Сызгане. Вернувшись в родное село, подрабатывал в совхозе, молодёжи в то время в селе было много, а работы мало. Управляющий всегда говорил: «Вы, молодые, уезжайте, в городе работа есть, а я вас всех работой не обеспечу».

В 1964 году Николай Ефимович приехал в Инзу, устроился трактористом в электросети. Про свет и электрификацию я расспрашивала его долго. Ну тяжело мне, человеку современному, представить, что ещё 57 лет назад во многих селах люди жили без света.

- В те времена электрификации уделяли большое внимание. В городе свет от железнодорожной подстанции был, а в селах света нигде не было, кроме Панциревки и Сюксюма. Вот мы во всех населенных пунктах и строили линии электропередач. Наша бригада занималась подведением линии к домам. Подключением же занималась другая бригада. В дом людям нужно было купить провода, лампочки, счётчик. После подключения приходили контролёры и пожарные проверить проводку, если что-то было не так, заставляли переделывать,- рассказывает Николай Ефимович.

Уехав из родного села, он недолго прожил один. Как-то пошел провожать товарища на поезд и увидел привлекательную девушку. Познакомились, буквально через месяц расписались и уже 57 лет живут вместе. Сначала снимали квартиру, потом решили строить свой дом. Взяли кредит, родственники жены помогали со стройкой. А строиться было непросто, дороги ужасные, кроме трактора, ни на чём не подъедешь. Так ещё и за каждый гвоздь нужно отчитаться. Был такой случай: выписал Николай Ефимович рельсы с кирпичного завода, привёз на стройку, на следующий день приехали из милиции, стали допрашивать, где взяли. Тестя, который работал стрелочником на железной дороге, чуть ли не обвинили в том, что это он рельсы разобрал и дочери привёз. После проверки выписки и подтверждения на заводе, что рельсы были действительно куплены, ситуация разъяснилась. В 1968 году дом был благополучно достроен.

22 года проработал Николай Ефимович в Барышских электросетях. Окончил заочно Рязановский совхоз-техникум, занимал должность мастера.

И вот в 1985 году вызывает его первый секретарь райкома партии В.В. Ломакин и говорит: «Ты, Николай Ефимович, уже опытный работник, поэтому принято решение назначить тебя директором на нашу нефтебазу, а то у нас там неразбериха и кадровая «дыра».

Менять электросети, где у него было всё отлажено, очень не хотелось, но деваться некуда. Пришел на нефтебазу и понял: «дыра» — это мягко сказано. Работать некому, резервуары заполнены грязью, территория пожароопасная, а воды нет. Да ладно воды, нет даже ограждения, по базе спокойно ходят и ездят. Разобрав шкаф с документами, набрал стопу пожарных предписаний, которые ни разу за 10 лет не выполнялись. Кстати, пожарные себя долго ждать не заставили. Прошло ровно полтора месяца, как Николай Ефимович заступил на должность, приехали три полковника и свои пожарные. Проверили, пошли в райком ко второму секретарю и говорят: «Приглашайте директора, мы базу закрываем».

- Приехал я в райком и спрашиваю: «А что же раньше-то её не закрыли? Ждали, когда я приду? Я же не волшебник, чтоб рукой махнул и всё появилось». Выложил на стол пожарные предписания за 10 лет и спрашиваю: «Что же вы раньше исполнения не требовали? Скоро посевная, как хозяйства без топлива останутся?». Проверяющие задумались. И уже у меня спрашивают: «Что же делать будем?». Я им предложил составить план мероприятий по устранению всех недостатков, установить сроки выполнения. Так и поступили. Я под каждым пунктом поставил свою подпись, обязуясь исправить всё до ноября, — рассказывает Николай Ефимович.

Вместе с коллективом взяли молоток и гвозди и поставили вокруг территории базы забор. Нанял специалистов, которые переделали резервуары. Довели до 6000 тонн хранения светлых нефтепродуктов и 500 тонн тёмных. Дороги на нефтебазе и заправке отсыпали и заасфальтировали. Протянули водопровод, поставили пожарные гидранты. Приехав в ноябре, пожарные поняли, что Николай Ефимович не только выполнил все мероприятия, а сделал даже больше. Теперь о закрытии речи и быть не могло.

Исполнительного нового руководителя оценили и направили получать профильное высшее образование в Уфимский нефтяной институт. Тем временем он продолжил улучшать производство. На долевом участии строили квартиры для работников. На Базарносызганском участке также пришлось всё делать заново, там отстроили новый офис и дом для работников. Потом возле базы выкопали водоём глубиной почти пять метров, запустили рыбу.

- Пляж в черте города, ребятишки ходили по сто человек каждый день. А что? И мне не жалко, и ребятня довольна — не каждый же мог поехать на озеро,- вспоминает он с улыбкой и теплотой.

Средства на капитальный и текущий ремонт выделяли с натягом. Если ничего не сделаешь, деньги приходилось возвращать, и их отдавали той базе, где деньги реализовывали.

На вопрос: «Как же вам удалось проделать столько работы, столько всего построить?» Николай Ефимович ответил: «Кадры решают всё и с ними нужно работать. Прислушиваться к замечаниям, знать проблемы людей, помогать им. Человек должен быть уверен, что ему есть  куда обратиться за помощью. А еще нельзя всех под одну гребёнку мести, с одним надо поговорить, другого выслушать. Я себе подобрал хорошую команду, с ними работать было легко».

Когда база была восстановлена, к нему приезжали со всех баз области. На его примере показывали, как нужно вести хозяйство. Николая Ефимовича не раз отмечали и награждали. Работа была налажена не только внутри базы, но и с колхозами и совхозами района. На квартал каждому хозяйству выделялась норма ГСМ. До прихода Николая Ефимовича норма никак не соблюдалась, и топливо, что даётся на три месяца, тратилось за полтора. Таким образом, могла сорваться посевная. Он строго отслеживал, чтобы хозяйства брали столько, сколько нужно, не бедствовали и ни в коем случае не простаивали.

За три десятилетия руководства нефтебазой было много всего. Однажды предотвратил «техногенную» катастрофу. А было это так: быстро пообедав, решил не дожидаться конца обеда и сразу вернуться на работу. Не знает почему, может, просто почувствовал что-то. Уже со двора дома увидел дым над заправкой и поспешил туда. Подъехал ближе – видит, горит бензовоз, который сливал бензин в резервуар. Оказалось, что из-за неисправного аккумулятора в ЗиЛке произошло короткое замыкание. Народу вокруг полно, а подойти боятся. Николай Ефимович среагировал быстро, вместе с подбежавшим электриком резервуар накрыли кашмой, чтобы воздух в него не попадал. А бензовоз тем временем продолжал гореть. Зацепить его на трос рядом стоящего КрАЗа никто не решался. Да и Николая Ефимовича пытались отговорить: «Опасно, сгоришь, взорвёшься». Никого не слушая, он подцепил трос к бензовозу, и полыхающую машину перетащили в поле. А тут и пожарные подоспели.

Кстати, о том, что Николай Ефимович спас город от взрыва, домашние узнали случайно лишь через несколько дней.

Но была в жизни Николая Ефимовича не только работа. Было и хобби. На Суре он построил пасеку с домиком и баней. 130 ульев обеспечивали цветочным и липовым мёдом не только его семью, но и сотрудников. По словам Николая Ефимовича, пасека существует и по сей день, только хозяин там теперь другой.

У него двое детей и четверо внуков, про которых Николай Ефимович рассказывает с гордостью. А месяц назад на свет появился и первый правнук.

-Эх, пролетела жизнь одним мгновеньем. Вон мы какие были,- вздыхает Лидия Александровна, супруга Николая Ефимовича, показывая на часы с фотографией, где они ещё совсем молодые, и впереди такая насыщенная жизнь.

Разговаривая с Николаем Ефимовичем, понимаешь, мы не имеем права забывать не только тех, кто сражался за Победу, но и тех, кто вырос в то нелёгкое время, кто работал на благо страны и народа, строил и создавал, вносил свой вклад в развитие нового. Эти люди старались сделать жизнь, как можно лучше, чтобы у детей и внуков было счастливое детство.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.