Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

30.10.2020 15:29 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 30.10.2020 г.

Учитель, тренер, наставник

Автор: Алексей БАРИНОВ

В жизни многих людей огромную роль играет спорт. Для кого-то он становится серьёзной возможностью укрепить здоровье, поднять самооценку, сформировать выносливость, расширить физические и волевые способности и качества, выработать чувство дисциплинированности. Для других спорт — часть жизни, профессиональной деятельности. Наверное, все слышали о Дне учителя или Дне физкультурника, а вот о существовании Дня тренера многие даже не догадываются. Однако такой праздник есть, он отмечается 30 октября.

Судьба или закономерность, но спорт всегда, если можно так сказать, преследовал учителя физ­культуры Панциревской школы, тренера-преподавателя Инзенской ДЮСШ Михаила Петровича Потани­на. То, что физическая активность прочно вошла в жизнь преподава­теля, видно невооружённым глазом. Подтянутая фигура, уверенная по­ходка, идеальная выправка… Слож­но поверить, что Михаилу Петрови­чу уже под шестьдесят.

Лёгкой атлетикой Потанин ув­лекся еще в юном возрасте. Когдаучился в Труслейской школе, ни одно районное и областное сорев­нования не проходили без его уча­стия. Михаилу легко давался бег на различные дистанции. Свои навыки он совершенствовал под началом учителя физкультуры Александра Васильевича Арапкина. Тогда же — в школьные годы — он получил вто­рой взрослый разряд. Отучился в ДОСААФе на водителя и после школы полгода до армии работал по специальности. После службы в Вооруженных Силах вернулся в Инзенское АТП, но, проработав там шесть месяцев, понял, это не его.

- В 1983 году ко мне подошел мой наставник Александр Арапкин, тогда он был председателем спорт­комитета, и сказал, что в школах не хватает учителей физкультуры. А так как я занимался у него легкой атле­тикой, он предложил мне устроиться в Панциревскую школу учителем физкультуры. Я, не раздумывая, пришел в школу, подал документы и сразу поступил заочно учиться по специальности. И вот уже на про­тяжении 37 лет работаю учителем физкультуры, – начал свой рассказ Михаил Петрович.

Звенит звонок. «Третий класс, становись!» – командует учитель, и малыши быстренько выстраиваются по росту. Михаил Потанин добро­желательно приветствует юных спортсменов, выстроившихся, как по линейке, в спортзале, и четко оглашает задачи урока: бег, раз­минка, подвижные игры. Последний пункт в планах учителя нравится его подопечным больше всего. Но до него еще надо попыхтеть. Не­сколько кругов по залу, наклоны и приседания никто не отменял. Кому-то упражнения даются легко, кто-то сбивается с ритма — педагог терпеливо объясняет, как нужно вы­полнять. Окруженный со всех сторон Михаил Петрович пытается разде­лить небольшой сельский класс на команды. Видно, с каким интересом дети вовлекаются в процесс урока, как тянутся к преподавателю. Каж­дый старается привлечь его внима­ние. Они чувствуют заботливое от­ношение к ним учителя, искренность его слов и поведения.

Старшеклассники, в отличие от малышей, конечно, ведут себя сдержаннее, но так же относятся к педагогу с большим уважением. И не меньше любят поиграть на уроках физкультуры в футбол, волейбол, баскетбол.

– Подвижные игры с мячами и другим спортивным инвентарем — важный элемент в физическом воспитании школьников, поэтому на занятиях я делаю упор на этот вид деятельности, – рассказывает Михаил Петрович. – Соревнуясь, ребята совершенствуют движения, развивают координацию, выносли­вость, настойчивость, укрепляют командный дух.

Помимо того, что Михаил Петро­вич — учитель физкультуры, он явля­ется тренером по легкой атлетике в детско-юношеской спортивной школе. Его занятия посещают 17 человек. По его мнению, школьные уроки физкультуры от секции отли­чаются. Если на уроки приходится ходить всем без исключения, то в секцию приходят те, кто хочет за­ниматься.

– Мне всегда нравилось работать с детьми, – рассказывает тренер. – Быстро нахожу с ними о­щий язык. Моя задача – общее физическое развитие ребёнка. Что он выберет – бег, прыжки, ходьбу, спортивные игры – не столь важно. Главное, чтобы занятие пришлось ему по душе. У меня на тренировках по легкой атлетике дети занимаются и футболом, и баскетболом, а в зимнее время лыжами и хоккеем.

- Раньше в сельских школах учеников было больше, – сетует на проблемы Михаил Петрович. — Было с кем ездить на соревнования. А сейчас только среднее звено с 5 по 9 класс, в основном многие уходят после 9 класса. Но мы все равно активно принимаем участие во всех соревнованиях.

Михаил Петрович всегда подтянут, полон сил и энергии. Хорошей физической формой он обязан многолетней дружбе со спортом и здоровому образу жизни. Обучаясь своей специальности в Ульяновском государственном педагогическом институте, Михаил Потанин увлекся туризмом. И сегодня он не расстается с любимым делом в свободное от работы время и передает свои знания и навыки подрастающему поколению. В рамках внеурочной деятельности проводит занятия по спортивному туризму.

- Я в свое время, когда начал работать в школе, ездил на курсы по туризму, ходил в походы и заразился этим направлением, — продол­жил тренер Потанин свой рассказ. — А после окончания института стал регулярно ездить на турслеты. По­том стал прививать это увлечение и детям. В свое время команда нашей Панциревской школы даже была призером на зимних областных со­ревнованиях по туризму в конце 80-х годов, когда учеников было больше.

По словам Михаила Петровича, детям очень нравится это направле­ние. Два раза в год в школе проводятся свои школьные турслеты. Есть даже специальные дни здоровья, когда вся школа выходит в лесной массив на соревнования.

Михаил Потанин занимается с детьми всех возрастов. Спроси их о самом любимом предмете, и в числе популярных ответов услышишь: «Физ-ра!». Коллеги отзываются о нем как о чутком и талантливом педагоге, тренере, умелом организаторе школьных и внеклассных спортивных мероприятий. Всегда тактичный, вежливый, к каждому ребенку умеет найти подход. Активно содействует физическому развитию детей, прививает им стремление к здоровому образу жизни.

За годы работы Михаил Петрович обучил ни одно поколение ребят, и все выпускники Панциревской школы с теплотой его вспоминают, а сегодняшние ученики ждут с нетерпением каждого занятия и встречи с любимым учителем, тренером, наставником.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.