Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

12.05.2017 09:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 12.05.2017 г.

ОН ВЕРИЛ, ЧТО ВЕРНЕТСЯ

Пропавший без вести. Как страшно и больно звучит эта фраза. Когда ранен – утешаешься, что все равно – живой. Лечишь, выхаживаешь, но, главное, – живой. Когда убит – больно так, что сердце разрывается на части. Но проходит время. И хотя никогда не забудешь погибшего родного человека, но со временем боль – притупляется. Когда пропал без вести – это непрекращающиеся поиски, надежда и отчаянье…

Михаил Егорович Беляев родился в селе Новосурское, тогда еще Карсунского района.
Он был старшим из четверых детей. Отец его работал лесничим, мать же занималась домом.
Учился Михаил на отлично. Чтобы окончить десятилетку ему приходилось ходить в школу за 30 километров от дома – в село Чеберчино Республики Мордовия. Парень мечтал стать врачом. Даже документы отправил в Саратовский мединститут. Но мечты оборвала война.
В то время его родной дядя (брат матери) был военкомом Карсунского района (Беляев Василий Спиридонович). Мать есть мать. Она умоляла брата задержать Мишеньку, ведь на тот момент молодому человеку не было и 18 лет. Но Михаил не захотел отсидеться дома: «Я пойду, мама. Это ненадолго. Кто же вас защищать-то будет?!»
В декабре 1941-го Михаила забрали в армию, вначале — в Ульяновск, в школу младших командиров. А в апреле 42-го дядя-военком сообщил, что солдат поедет на фронт, его эшелон сделает остановку в Вешкайме, там мать и сможет попрощаться с сыном.
Женщина собрала гостинец и по воде и талому снегу пешком отправилась на станцию. Там она металась по перрону, не зная, где и когда пойдет эшелон. Солдатик, охранявший вокзал, сжалился над ней и шепотом сообщил, что поезд пройдет по дальнему пути без остановки. По совету служивого она побежала к мосткам, чтобы хоть издали увидеть сына.
Эшелон шел быстро, но Михаил ждал мать. Он махал ей рукой и кричал: «Мама, не плачь! Я вернусь!»
Домой женщина вернулась простуженная, разбитая горем. Она упала на лавку у порога и выдохнула: «Не вернется он, я это там почувствовала». После этого пришли слезы. А рядом стояли и плакали трое младших детей.
От Михаила не пришло ни одного письма. А в октябре того же 1942-го года сообщили, что он пропал без вести. Мать ждала сына до своего последнего дня. Она умерла в 63 году от горькой тоски.
Еще в 46-м, когда она копалась в огороде, кто-то крикнул: «Маня! У тебя Мишенька пришел!» Женщина бежала, что было сил, а оказалось, что это чья-то злая шутка. Она упала и каталась по пыльной дороге, задыхаясь от горя….
От дяди Миши осталась лишь одна фотография. Мы так и не знаем, где его могила, хотя и пытались разыскивать. Вот ушел 17-летний парень и как будто не было его. Мой отец, его брат, считал, что и сейчас бы его узнал, несмотря на то, что тот наверняка постарел: «Мне бы кровь подсказала».
Возвращения Михаила ждали и сестры, и брат. Все они выучились, стали достойными людьми. Одна из сестер работала директором школы, другая – фельдшером, брат трудился шофером в колхозе. Перед тем, как уйти на фронт, Михаил наказал младшеньким учиться, и они выполнили его наказ.
Когда я читала отцу Книгу Памяти, он плакал. Ему было всего 10 лет, когда односельчан забирали на фронт, но он помнит почти каждого…
Вспомните о простом русском мальчишке, одном из многих, не вернувшихся с той проклятой войны! Вечная им память! Вечная слава!

Записано со слов племянницы Марии СТОЛЯРОВОЙ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.