Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

12.01.2018 08:48 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 12.01.2018 г.

ИНЗА СТАРШЕ, ЧЕМ ВЫГЛЯДИТ

Автор: Роман ФЕДОРОВ
педагог, археолог

Примерно так выглядело жилище эпохи энеолита.

Осенью Инза отметила очередной юбилей. 120 лет с момента образования. Эта статья посвящена появлению и эволюции города. Если угодно — эмбриональному периоду Инзы и небольшим, связанным с этим, открытиям. Так ли важно знать возраст города? Представьте, что пенсионеру не досчитали 10-20 лет его трудового стажа. А как будет чувствовать себя умудренный жизненным опытом седовласый старец, если с ним обращаются как с малолетним юношей? При этом и возраст, и старость, и зрелость, и молодость будут уместны, если это действительно истина. Если брать за основание города его «трудовой стаж», то есть какое-то производство, ремесло, торговлю или стечение разного рода и множества градообразующих обстоятельств, то где их начало?

120 лет назад, в 1897 году через речку, с достаточно древним названием Инза, перекинули железнодорожный мост. Очевидно, мост был скромнее современного, но он был самой большой сложностью на данном участке дороги. Справедливости ради отметим, что железнодорожную линию, мастерские, сооружения по водоснабжению, деревянный вокзал строили не индейцы с Техаса. Строителями были жители уже существующих в непосредственной близости сел Пазухино (Высокое) и Китовка. В настоящее время села входят в состав города, как его полноценные районы и кварталы. Однако ранее села никто не включал, но и не вычеркивал из числа пристанционных поселков. В начале были села…

В 1946 году пристанционному поселку Инза присвоили статус города. Разумеется, название было объединяющим для трех поселений, для участка железной дороги, для станции, для реки, для моста, для народа. Это был очень древний топоним, весьма живучий и легко «прививаемый». «Инза», как река, как слово, через буквальное и спокойное устье сливалась с не менее древним татарским топонимом, с притоком «Сюксюм». И река, и значение слова становились шире и глубже.

Есть определенный «провал» в восприятии 120-летнего города. Когда любознательный гость или наблюдательный горожанин гуляет по северным (Пазухино) или восточным (Китовка) улицам, когда рассматривает строения и фундаменты города, то невольно соглашается с тем, что глубина времен аборигенов здесь опускается гораздо ниже и глубже обозначенных юбилеем границ.

Возможно, эта глубина соответствует временам раннего представления Русского престола и движения державы на восток в лице служилых людей. Во главе этой группы первопоселенцев на берегу Сюксюма (и Инзы) стоял служивый человек Евсевий Китов, основатель Китовки. Пусть читателя не смущает то обстоятельство, что Китов поселился на берегу Сюксюма, поселился «со товарищи», в числе которых знаменитые, известные и малоизвестные теперь фамилии в Инзе (Алашеевы, Воронины, Крюковы, Кочергины, Крыжины). Заметим, что Сюксюм в настоящее время представляет наиболее обжитую, а потому главную речку города Инзы.

Историческая персона Евсея Китова и его прибытие в 1676 году доподлинно визируются архивными материалами. За этот поиск во глубине XVII века надо благодарить исследователя, краеведа и очень значимого для Инзы человека – Сергея Матвеевича Кончева. 1676 год – хорошая дата для города. Имеются документы, в наличии историческая персона, вполне понятна цель прибытия первопоселенцев…

Однако Инза, Сюксюм, Юловка – не только речки города, не только необычные слова. Слова не славянские, не русские, но устоявшиеся. Быть может, Юловка как-то ближе к русской речи, но и здесь мы встречаем географический топоним, разноязычное сложносоставное слово, состоящее из булгарскогослова «юл» и эрзянского — «лов». Слово «юл» на языке Волжских Булгар обозначает «путь, дорогу, улицу». Эрзянское слово открывает значение «снег».

Исследования в области торговых связей Волжской Булгарии и Киевской Руси, представленные в научном издании «Путь из Булгар в Киев», подсказывают, что по долине Юловки, через ее устье и территорию современного города в X веке мог проходить торговый путь из Болгара в Киев. Подобные «юловки» по юго-западным границам Волжской Булгарии (куда входит и Инзенский район) в сохранившихся названиях местности представлены как подорожные знаки древнего пути, а точнее — зимнего торгового тракта.

В сборнике научных трудов «Путь из Булгар в Киев» сообщается, что в 1989-1991 годах состоялись первые специальные археологические исследования всего пути из Булгар в Киев. Совместная экспедиция, организованная казанскими и киевскими учеными, в полевых условиях отслеживала путь движения средневековых торговых караванов и специфику расположения остановочных пунктов. В Ульяновской области путь («Юл») начинался с условной линии водораздела Суры и Волги далее. Через современный Никольский район путь проходил на Юловское городище (город Городище Пензенской обл.). Заметим, что обозначенный в древности маршрут может представлять широкий интерес, в том числе для современных и весьма увлекательных исследований на уровне детского туризма и школьной археологии в Инзенском районе.

Таким образом, мы спустились еще глубже, в допустимое прошлое Инзы, в Х век. В данном случае надо согласиться с тем, что возможно когда-то человек, однажды придя на эту землю, уже никогда не покидал ее. Фино-угорских, тюркских, славянских или других наречий был этот человек? Пока мы не знаем. Данный вариант, разумеется, исключает людей Китова как первопоселенцев. Они были вторыми или третьими. Не суть, какими они были. Важно, что они были.

В трудах исследователей Г. Бурова и В. Шкунова есть упоминание странных обстоятельств начала 70-х гг. прошлого века. В районе вышеупомянутого железнодорожного моста, на берегу реки Инза ребята из 19-й школы обнаружили «костяной гарпун, скребок, каменный топор…» Исследователи отнесли находки школьников к эпохе неолита.

Автор этих строк находил подобные вещи в бескрайних просторах Сибири. Понимая, что при изготовлении обозначенных выше изделий остается значительное количество отходов, автор неоднократно осматривал указанное детьми место. Увы, возможно, плохо смотрел…

Находки стоянки эпохи неолита-бронзы проявились в другом месте. В августе прошлого года в районе старой школы села Пазухино, на территории частного домовладения при изготовлении системы заземления была заложена небольшая траншея, где был обнаружен археологический материал. На полуметровой глубине в подпочвенном слое обнаружены изделия из камня, керамика, кость. Материал из камня был представлен предметами первичного расщепления и вторичной обработки: ядра для снятия пластин и отщепов, микросколы, микроотщепы, чешуйки ретуши, пластины неправильной огранки. К орудиям можно отнести скребок и два микролита с фрагментами рабочей ретуши. Два фрагмента керамики позволяют кратко судить о текстуре. В качестве отощителя использовалась белая невыгорающая добавка (возможно, опока).

Немногочисленная коллекция дает основание предполагать, что наиболее раннее поселение в черте города относится к эпохе позднего камня или раннего металла (бронза). Специалисты считают, что «пока эти материалы трудно конкретно датировать, так как среди находок преимущественно отходы производства и нет типологически выраженных орудий… обнаружена стоянка в чем-то близкая к Ховринскому энеолитическому поселению, расположному на реке Барыш».

Располагалось поселение в северной части города (микрорайон Пазухино), на правобережной стороне р. Сюксюм, на южном склоне песчаной возвышенности. Характерно, что данное место имеет хорошее обзорное разрешение на прилегающую местность. Подобная видовая точка при охотничьем промысле имела решающее значение, а при наличии гнуса и комаров – достаточный освежающий ветер. Южный прогреваемый склон, закрытый с севера возвышенностью, создавал немаловажные условия для жизни человека холодной зимой.

Предметы расщепления камня свидетельствуют о том, что поселение одновременно служило мастерской, где на месте работали с камнем. Сам камень (серо-фиолетовый кремень), как сырье, мог быть предметом транзитным, то есть принесенным издалека.

Поселение только обнаружено и материала, соответственно, очень мало. Однако, на перспективу, следует отметить, что глубина нанесенных песчаных отложений в этом месте превышает 2 метра. Кто знает, быть может, в основании этих отложений ребята из других школ нашего города откроют страничку ледниковой (допотопной) эпохи, и мы встретимся с инзенцами на ранней истории всего человечества.

Итак, теперь доподлинно известно, что самые ранние костры в Инзе горели 4-5 тысяч лет назад. Первое поселение было на территории Пазухино. А тысячу лет назад здесь проходил сухопутный торговый путь из Булгар в Киев. Стоянки-дневки (тюрк. «манзили») на пути средневековых караванов могли сформировать стационарное поселение с трансформированным названием «инзиль», что уже близко к звучанию названия реки и современного города.

Наиболее точные даты: 1676 год – появление стационарного русского поселения и традиционной постройки будущего города, 1897 год – появление железной дороге в Инзе и 1946 год — присвоение пристанционной станции Инза статуса города.

Об авторе: Роман Геннадьевич Федотов в Ульяновскую область переехал в 2014 году из Забайкалья, где активно занимался археологией, имея открытый лист — разрешение на раскопки. За два десятка лет открыл 25 памятников археологии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.