Меню
12+

«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

07.08.2017 12:59 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 04.08.2017 г.

ПРИВЫК ОТВЕЧАТЬ САМ ЗА СЕБЯ

…И всё-таки мы условились о встрече. Втроем — автор этих строк, мой собеседник Юрий Николаевич Зенин и один из давних поклонников его профессионального мастерства Александр Иванович Сергеев — сидим в уютной солнечной ординаторской хирургического отделения и ведем неспешный разговор о жизни, о судьбе, о счастье… обо всём.

По нынешнему непредсказуемому лету выдался яркий денек. Предзакатное солнце заливало светом помещение. Вся обстановка располагала к искренности. Приветливый взгляд чуть насмешливых глаз, мягкая доброжелательная улыбка, доверчивый тон – всё нравилось в этом человеке.
С чего начать разговор? С детства, выбора профессии, юношеских мечтаниях? Не хотелось от Юрия Николаевича слышать банальных штампов: «…с младых ногтей чувствовал тягу к медицине, …с детства знал, что буду доктором…». Не поверю в это! Хотя наслышана и сама знаю, что Зенин – хирург, одаренный Божьей милостью, человек особенного таланта.
Юрий Зенин – представитель того поколения, которое сегодня называют «дети войны». Впервые это словосочетание услышала в кинофильме «Старшая сестра».
Тогда героиня Дорониной говорит о своей младшей сестренке в трудную минуту: «Мы с тобой — дети войны, это особенное поколение…». Те, кто рано лишился отцов и матерей, выживали благодаря мудрости старшего поколения, пережили и голод, и холод, и нередко человеческую несправедливость.
- Юрий Николаевич, вы что-то помните, хотя бы о Дне Победы? Ведь нередко известные люди с телеэкрана утверждают, что в трехлетнем возрасте помнят отдельные эпизоды?
- Я в это не верю. В свои три года, а родился я 9 августа 1942 года, не помню ни войны, ни Победы, ни салюта. Когда же стал осознавать себя, понял, что отца у меня нет...
…Его отцу Николаю Харламовичу не было и 22-х лет, когда он был убит на поле брани. Сын родился вскоре после призыва на фронт будущего молодого отца. В семью Зениных в тот трагический 42-й год принесли не одну, а целых три похоронки. Друг за другом шли казённые извещения: сначала – на отца, затем – на деда по материнской линии Ивана Антоновича и на дядю.
Уже в послевоенные мирные дни повзрослевшие дети пытались разыскать  захоронения своих погибших в боях родственников. Писали в архивы, делали запросы в воинские части, искали сослуживцев. Но – безрезультатно. Теперь-то
знает каждый, что миллионы солдат захоронены в безвестных братских могилах. В первые месяцы войны потери были невосполнимыми…
Родина Юрия – Сталинградская область, небольшой рабочий поселок Новониколаевск, что в 360 километрах от областного центра. Всё, что связано с детством, оставило добрый след в памяти. Мама Вера Ивановна, учительница начальных классов, была необычайно сердечным, искренним, мягким человеком. Может, профессия обязывала любить и опекать малышей, а скорее всего, сказывалась наследственность. Рос мальчишка обласканный женским вниманием мамы и необыкновенно мудрой и заботливой бабушки, которая на сердечное слово не скупилась, но и не баловала внука. Он для нее был главным помощником по дому, хозяйству, огороду. Подсобное хозяйство помогало выживать. Заготовка дров, корма для подворья были его не мальчишеские, а мужские заботы.
В поселке было четыре школы. Он учился в №1. Само название «первая» обязывало быть лучшей. В школу пришел с определенными навыками – читал, писал. Что удивительно, но военное и послевоенное поколения росли дружными. Второгодники-переростки ладили с малышами, хотя по тем временам неуспевающих «за уши» не тянули. Нередко одних и тех же оставляли на повторный год не единожды. Но они не «верховодили».
- Скорее всего, дисциплина держалась на педагогах-фронтовиках. Они составляли половину педколлектива,- говорит мой собеседник.

С высоты прожитых лет Юрий Николаевич сегодня дает реальную оценку тому времени:
- Фронтовики понимали нас, видели в учениках своих обездоленных детей. Никто никогда не называл нас «безотцовщиной», а ведь полкласса были полусироты, — с грустью вспоминает Юрий Николаевич.
Учился парнишка ровно, успешно сочетая уроки, спорт и «побеги» в кино. Понимал, что всё в дальнейшей жизни будет зависеть только от самого себя. Хотя к выпускному классу даже не задумывался, куда пойти – учиться или работать. Всё сложилось совершенно буднично. С одноклассником решили поехать в Волгоград – покорять медицинский институт.
- Как-то всё успешно складывалось у меня в то время. Когда увидел свою фамилию в списках зачисленных, эйфории не было. Наверное, потому, что рано привык отвечать за себя, свои поступки, никогда не надеялся на чьё-то покровительство, защиту. Друг тоже поступил, но он поселился на частной квартире, а мне дали место в общежитии, — Юрий Николаевич рассмеялся. — Представьте себе, помещение на 16 человек. Здесь жили, учились, готовили, убирались…
Главное, что ребята подобрались равные по социальному статусу. Конечно, стипендии не хватало. Собирались по три-четыре человека и шли подрабатывать: разгружали вагоны, товары в магазины. Находили возможность приодеться, с однокурсниками на премьеры в кино сбежать с лекций… Студенчество!
Там же в Сталинграде, только в пединституте на инязе училась его землячка Лида. Её он запреметил еще будучи школьником. Юношеская дружба переросла во взаимное чувство. Когда же дипломированному доктору дали распределение в
Ульяновский облздравотдел, Лида дала слово, что непременно к нему приедет.
- Никогда не знал, что есть на карте в глубоком тихом Поволжье такой зеленый, спокойный город Инза, – вновь углубился в воспоминания Юрий Николаевич. – И что станет этот городок моей судьбой…
В Ульяновске в здравотделе молодого специалиста встретил главврач из Инзы Виктор Павлов. Он убедил начинающего доктора поехать с ним и посмотреть будущее место работы. Дорога от Ульяновска была неблизкой, ведь в то время об асфальте и речи не было. Говорили о многом. Главврач, Виктор Васильевич, мечтал о расширении больницы, о наборе кадров, перспективах…
Это был 1966-й год. Поселился доктор в молодежном общежитии, где встретил уважение и дружелюбие как со стороны коллег, так и со стороны пациентов. Город оказался компактным, чистеньким, уютным. Больничная территория
- ухоженная. Коллектив – доброжелательный. Легко сдружился с Ларисой Николаевной и Александром Александровичем Толмачевыми. С первых дней молодого специалиста опекали Богатенков и Родионов – на то время асы инзенской медицины.
Увлекла хирургия. Много познал он тогда от маститых мастеров скальпеля. Спрашиваю: «Помните ли свою первую операцию?»
- Конечно! Это был аппендицит. Хотя многие считают, что это простейшая операция. Скажу одно: легких хирургических вмешательств в организм человека не бывает. Из трудных не забуду резекцию желудка одного сельского  механизатора. Шесть часов простоял у операционного стола…
- А не задумывались над тем, сколько операций за всё время провели? – задал свой вопрос Александр Иванович Сергеев. Ответ был прост и убедителен:
- Нет. Я же не стремлюсь к каким-то рекордам. Моё предназначение — помогать людям, спасать их жизни, облегчать страдания.
Шли годы. Инза стала родной. Сложилась прекрасная семья. Жена, Лидия Николаевна, устроилась в школу №2. Она заявила о себе как способный педагог, умеющий находить подход к детям. Родилась дочка. Обзавелись жильем, укреплялась дружба с коллегами. Сдружились с Климахиными, Крайновыми, Васиными, Букиными, Филатовыми. Радовало, что больничный городок строился, укреплялась материальная база. Правда, нелегко расставались с Павловыми и Богатенковыми, когда те, по долгу службы, покидали Инзу. Но на их смену приходили новые кадры: Зубов, Филатов, Васин. Хороший след в жизни оставили преданные профессии и больнице люди – Павлов, Зубов, Пионтковский, с которыми посчастливилось работать Юрию Николаевичу.
Успех на профессиональном поприще был заметен. Зенин постоянно учился, следил за новинками в медицинской литературе, никогда не отказывался ехать на курсы повышения квалификации. Побывал в медицинских центрах Запорожья, Казани, Ленинграда, родного Волгограда… Своими знаниями и навыками щедро делился с молодыми начинающими врачами. Профессиональная жизнь радовала. Но пришлось пережить и потери. Ушел из жизни родной человек – ама. Не стало и бабушки, которая учила его житейской мудрости и все эти годы была для него  "путеводной звездой». Случилось непредвиденное – в автокатастрофе погибла жена. Не слишком ли много выпало на долю одного человека?!
Был период, когда не хотелось никого видеть, даже самых преданных друзей. Но, встречаясь с пациентами, обременёнными болезнями, видел, как те борются за каждый миг жизни, осознавал, что надо жить, жить ради дочери. На его жизненном пути встретилась надежная спутница с красивым многообещающим именем Надежда. В ней ему понравилось всё: мягкость и решимость, умение быть ненавязчивой и неуступчивой в решении тех или иных бытовых проблем, глубокое понимание его душевных терзаний. Вот уже много лет они идут по  жизни вместе. К ихсемейному очагу тянутся друзья  коллеги. А ещё внуки, которых окружают заботой и вниманием.
Супруги Зенины во всём понимают друг друга. Она предана школе и ученикам, он – медицине и служению людям. «Они во всём доверяют друг другу», – так отзываются о них близкие люди.
Труд Юрия Николаевича оценен по достоинству. Всех его почетных грамот, благодарностей, дипломов не пересчитать. Он – Заслуженный врач РФ, почетный гражданин Инзенского района, его портрет был занесен на Доску почета «Лучшие люди района». А самая главная награда – любовь и  благодарность его пациентов.
Не менее именита и его жена – Надежда Петровна Зенина. Она также  удостоена звания Заслуженный учитель РФ.

***

В юбилейный день многие хотели бы сказать Юрию Николаевичу добрые слова, поблагодарить за преданность профессии. Его «золотые руки», светлая и умная голова спасли не одну человеческую жизнь.

Любовь АНОХИНА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.